Дети ночи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети ночи » мы читаем » Мифология


Мифология

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Классификация этих сверхъестественных существ, которых наплодила народная фантазия, вообще говоря, чрезвычайно затруднительна, и если мы здесь делаем попытку разделить их на группы, то делаем это исключительно лишь ради соблюдения внешнего порядка.

Фея – создание по преимуществу французской фантазии. Сказание о ней возникли на берегу Атлантического океана и на прилегающих островах. Предположительно на острове Сен (Sein) Отсюда пошли самые древние сказания о феях. В древности Сен являлся важнейшим пунктом друидической веры. Как пишет Помпоний Мела (10в), на острове Сен существовал древнейший храм какого-то галльского божества, подобно дельфийскому, славившийся своим оракулом. Здесь жрицы-предсказательницы обладали весьма обширными чародейскими силами. Вот эти-то жрицы и послужили прообразом всех фей, впоследствии населивших Францию и соседние страны. Остров стал царством фей Авалоном. Воспоминание о нем сохранилась в названии мыса Ньюфаундленда. На древнебретонском языке Inis Afalon – остров яблонь.
Многие писатели пытались дать определение этим существам. В Эдде говорится, что добрые феи оделяют людей хорошей судьбой. Злые насылают несчастливую долю.
Таким образом, обличье этих существ довольно ясно определяется. Феи были гении судьбы, от них зависело направление жизни в ту или другую сторону, смотря по желанию феи, которая присутствовала при рождении человека.
С ходом времени феи стали приобретать черты сходные с другими природными духами. Среди них появились злобные и коварные. Одни, как кикиморы, приходят по ночам в дома и пугают спящих, достают из колыбели детей, могут делать какую-то работу по дому. Другие принимали образ обольстительных красавиц и соблазняли мужчин, при этом брали с них какую-нибудь клятву. Если клятва нарушалась, на обманщика сыпались несчастья. Особенности таких клятв объединяют их с южно-славянскими виллами.
Предпочитают селится в чащи лесов, у источников.

0

2

Эльфы
« В феях и эльфах выражается идея обмана чувств. Об этом можно заключить по мотиву, часто повторяющемуся в сказаниях. Эльфы – существа обоеполые. И, конечно, дамы эльфов прельщают смертных своей обворожительной красотою, а также изяществом и легкостью своих белых одежд. Но, однако, все эти прелести оказываются простым отводом глаз. Под покровом ночной тьмы эльфа прелестна, но если ее захватит рассвет, ее красота улетучивается, исчезает, подобно всякому ночному призраку. Вместо сверкающих глаз обозначаться темные впадины, алые щечки превратятся в мертвые кости, обтянутые кожей, а волосы превратятся в паклю.»

« В германии есть феерические существа, которых население называет белыми дамами, но они отличаются уж очень злобными свойствами. Один из фрисландских летописцев времен императора Логара говорит, что в те времена ( 9век) , вся Фландрия была густо населена всякого рода духами и гениями. Они жили в подземных пещерах и чаще всего появлялись перед запоздалыми путниками. В местности вокруг Неаполя было распространено верование в белую даму, которую местные жители называли Айя или Амбриана, Кайета. Она считалась духом местным, областным. Верование в Айю в неаполитанской области началось с глубочайшей древности, о нем упоминается еще у Виргилия.»

У германских народов под именем эльфов (северные народы называют их еще альфами) известны духи воздуха и земли, у них есть некоторые общие черты с французскими феями, а также со славянскими воздушными, лесными, водяными духами.
Народы севера делили эльфов на группы по месту их существования: полевых, водяных, лесных, горных. Описание наружности этих существ сходятся, не впадая в противоречие. Эльфов представляли себе в виде мелких существ. Когда они вытягивались во весь рост, то их головка лишь возвышалась над травой. У них большая голова, короткие ноги и длинные руки. Эльфы ловки, смелы и склонны к злым шуткам. Горные эльфы – отличные кузнецы, водяные – музыканты, воздушные – танцоры. В месте, где они танцевали ночью, днем заметен круг примятой травы «Elfs-dans». Датчане считают, что замечать такие круги способны не все, а только люди рожденные в воскресенье.

По датским сказаниям, эльфы живут в болотах и около воды. Их мужчины обычно принимают вид крошечных стариков в широкополых шляпах. Женщины отличаются необыкновенной красотой, но только спереди. Сзади можно увидеть нечто неприятное. Когда же смертный, не устоявший перед соблазном, приближается к эльфиянке, она открывает рот и дует на него, и если дуновение до человека дойдет, то он падает мгновенно мертвым.

Водяные эльфы на севере именовались «нокке», были покровителями любовников и жестоко карали изменников. Они прекрасные музыканты и брались обучать музыке людей. Платой может быть обещание , что в день всеобщего воскресения они воскреснут вместе с людьми. Эта черта сближает нокке с нашими русалками и является привнесенной христианским мировоззрением.

В одной из скандинавских саг рассказывается о двух горных эльфах и короле Суафурлами. Король заблудился в горах и встретил двух карликов: Дирина и Дуалина, которые изготовили ему чудо-меч.

Луговые эльфы покровительствуют растениям. Шведские крестьяне до сих пор оказывают липам некоторое внимание. Корни растений оберегаются черными, подземными эльфами, а надземные части – светлыми. В Гессене чтут даму Гольду, как покровительницу летних даров (в зимнее время она пряха).

Праздники у эльфов, по ирландскому поверью, бывают дважды в год: весною и примерно в новый год. У немцев зимний праздник известен как скачки бешенного охотника - Wutyender Yager.

+1

3

Гномы
Гномы и хранители кладов
«Гномами называются подземные духи, по преимуществу горные, и притом минные (от английского "mine" - шахта), т.е. водящиеся в местах, изобилующих полезными ископаемыми, особенно же драгоценными металлами и каменьями»
Из старых писателей, знатоков по горному делу, авторитетом считался Агрикола (+1566г). В «О подземных минералах» упоминается о минных духах. Духи эти бывают разных видов: одни маленькие, похожие на пигмеев, другие – вроде дряхлых, согбенных старцев.
Кальмэ в своей книге рассказывает о мине в Граубиндене, в Швецарии. В ней жил дух и всячески шумел. О его виде не сообщается. Агрикола говорил о духе-хранителе обитавшем в Анненберге, в серебряном руднике. Он в образе коня задавил 12 рабочих в штольне. Рудник пришлось забросить.
Олай Магнус насчитывает шесть групп минных духов, но отличительные признаки описывает не четко. Одни хранят, другие появляются при разработке, другие могут вмешиваться на этапе подъема и т.д.

Есть еще один вид духов, ведущих себя аналогично. Подробно о них написано в «Демономании» Бодена (1558). В домах, в которых находится спрятанный клад, обитает хранитель клада. Капеллан собора Notre Dame в Париже в компании нескольких знакомых пытался добыть клад, спрятанный в пригороде. Но когда они начали рыть этот клад, поднялся страшный вихрь, обрушил какую-то стену, и их всех перекалечило. Сам почтенный капеллан был изувечен так, что на всю жизнь остался хромым.
Затем в Нюренберге некто то же отыскал клад, т.е. место нахождение, «при помощи сатаны», как выражается Боден. История эта похожа: как только он дорылся до ящика с кладом, страшный вихрь развалил дом, а кладоискатель был задавлен развалинами.
Описание минных духов у всех авторов дается нечеткое, так как они «больше заметны в проявлениях».

0

4

Оборотни
Тема оборотней беспокоит человечество гораздо дольше, чем вампиры.
Рассказы о них встречаются у многих средневековых авторов. Часть из них я приведу здесь.

Боден в своей «Демономании» приводит несколько случаев подлинного превращения людей в волков. Он указывает авторов, свидетельства которых, для него, без сомнения, весьма внушительны; все они ручаются, что люди-волки существуют, что их ловили, изобличали, судили, как вошедших в сношения с нечистой силой, и сжигали. Иные авторы утверждают, что видали оборотней самолично. Один, какой-то Ульрих Мельник (может быть, Мюлер?), ручается, что один из величайших королей христианского мира (хотя и не называет его) был знатным волшебником и часто превращался в волка. Какой-то прокурор рассказывал Бодену, что он судил человека, которого поймали в виде волка. За этим волком охотились и ранили его стрелой в ногу. Он после того перекинулся в человека, но стрела так и осталась у него в ноге, он с ней лежал больной в постели. Стрелу эту признал тот охотник, который стрелял в волка, да и сам ликантроп принес повинную, так что прокурор считал случай несомненным.
В Доле, в местном парламенте, судили некоего Гарнье (сообщает тот же Боден). Он в образе волка напал на двенадцатилетнюю девочку, умертвил ее, загрыз зубами, съел у ней бедро и руку и часть ее мяса принес своей жене. Еще до того он, в том же волчьем образе, напал на другую девочку, но тогда ее от него отбили подоспевшие люди; он сам в этом признался. После того он еще убил и съел третьего ребенка, а попался уже на четвертом. Его судили и сожгли.

В Безансоне предстали перед парламентом двое оборотней — Бюрго и Верден. Оба они прежде всего повинились в том, что отреклись от Бога и предались сатане. Оба они ходили в какое-то таинственное место, куда то на берег, и там, держа в руках зажженные свечи из зеленого воска, горевшие бледно-синим огнем, совершали служение дьяволу. Потом чем-то натирались и обращались в волков, причем приобретали неимоверную быстроту ног; в этом естестве они предавались амурам с волчицами. Бюрго покаялся, что убил мальчика, будучи в волчьем образе, и намеревался его съесть, да помешали подоспевшие люди; зато оба благополучно загрызли и съели четырех девочек.

Однажды объявился оборотень в Падуе. Он рыскал в виде волка; его изловили и обрезали ему лапы, а он перекинулся в человека, и у этого человека оказались отрезанными руки и ноги.

В Верноне в 1556 году судили целую толпу колдунов-оборотней, но они превращались не в волков, а в котов; в таком виде они обычно собирались в каком-то старом покинутом замке. Однажды четверо или пятеро смельчаков задумали переночевать в этом замке. Ночью на них напала несметная толпа кошек. Началась отчаянная битва. Все люди были жестоко перецарапаны, а один даже загрызен до смерти. Но и люди поранили много кошек. И вот после того среди окрестных жителей вдруг обозначилось множество раненых людей. Эго, конечно, и были колдуны. и молва прямо на них указывала. Но — странное и почти необычайное по тому времени дело — местные судьи почему-то сочли все это происшествие, т.е. главным образом превращение людей в кошек, невероятным и не нашли оснований возбуждать дело. Можно утверждать, что эта черта и была самой замечательной и удивительной во всем происшествии.

0


Вы здесь » Дети ночи » мы читаем » Мифология


Создать форум. Создать магазин